Советы для родителей по формированию правильной речи ребенка
Нагорная Алена Васильевна, логопед
Чтобы правильно руководить формированием речи ребенка, родители должны ясно представлять себе ее механизмы, знать основные требования к ее развитию и охране.
- Прежде всего, необходимо следить, чтобы произносимое ребенком слово было понятно. А для этого обязательно, чтобы произносились все его звуки. Но этого мало: надо, чтобы ребенок произносил каждый звук правильно, четко, достаточно громко и умело соединяя (сливая) их друг с другом, притом в определенном порядке. Кроме того, каждое слово надо произносить с правильным ударением (не все равно «замок» или «замок») и выговаривать его с умеренной скоростью (не очень быстро, но и не слишком медленно).
- Наконец, чтобы речь выражала особенно точно наши мысли и чувства, она должна быть выразительной, т.е. произноситься то с повышением, то с понижением голоса, то громче, то тише, то быстрее, то медленнее и с разными оттенками тембра голоса (жестко, мягко и т.п.).
- Правильная, красиво звучащая речь доставляет нам наслаждение своей своеобразной музыкальностью, как музыка или пение. Поэтому речевой голос должен быть музыкальным, приятным на слух.
- Решающую роль в формировании правильной речи ребенка играет речь окружающих его людей. Взрослые должны говорить с ребенком простым, понятным ему языком, правильно, четко произнося каждый звук, правильно ставя ударение. Следует подбирать простые по построению, немногословные предложения, делая между ними небольшие остановки: говорить не спеша, в умеренном темпе, выразительно (подчеркивая голосом более важные слова и ярко выражая в речи свои чувства), приятным, мелодичным, «теплым» голосом. Нельзя упускать из виду того, что маленький ребенок нередко охотно слушает взрослых не потому, что заинтересован тем, о чем ему говорят, а потому, что наслаждается музыкой речи.
- Важно помнить, что голос лучше всего звучит, когда человек находится в хорошем настроении. При дурном настроении, особенно при гневе, голос подчас становится визгливым, а звуки речи разорванными, жесткими. Это, конечно, является вредным примером для ребенка, не говоря уже о травмирующем действии такой речи на его психику.
- Нельзя допускать, чтобы ребенок прерывал говорящего. Это не только вредит воспитанию внимания и вежливого отношения к окружающим, но вредит четкости и тону речи.
- С ребенком надо говорить в меру громко, но не крикливо, отчетливее произносить трудные для него звуки, повторять, подсказывать слова с этими звуками. Впервые произнося незнакомые ребенку слова, необходимо четко повторять их почаще в разных комбинациях и с разными чувствами. Например: «вот шар», «на шар», «аи, да шар», «дай Вове шар», «шар, шар, твой шар», «шар упал» и т. д.
- Вредно в присутствии ребенка говорить с окружающими о его речевых недостатках, выражать по этому поводу свое огорчение и отчаяние, так как дети очень тяжело переживают дефекты своей речи. Говоря об этих дефектах, нельзя употреблять укоренившиеся неправильные и обидные для детей определения их физического недостатка, как, например, «заячья губа», «волчья пасть», или «волчий зев», «собачий», или «бульдожий», прикус, а также «заика», «гнусавый», «картавый», «шепелявый» и т. п. Поэтому в случае необходимости рекомендуется пользоваться только такими терминами: «расшелина нёба или губы», «неправильная челюсть» и т. д., а в отношении речи: «Коля еще неправильно говорит звук р» и т. п. Если же об этом говорится при ребенке, то обязательно надо говорить: «Он скоро будет говорить правильно, как следует».
Желаем вам успеха!
ОХРАНА ОРГАНОВ РЕЧИ
Речь тесно связана со всем организмом и непосредственно зависит от состояния психики и органов, с помощью которых она осуществляется. Об общем правильном физическом и психическом развитии ребенка и предупреждении всевозможных болезней у него каждая мама должна быть ознакомлена и владеть знаниями в этой области. Разнообразные нарушения речи у детей с течением времени закрепляются, поэтому их необходимо вовремя предупреждать и исправлять!
Уважаемые, родители, ребенка необходимо показывать врачам (невропатолог, психиатр, терапевт, отоларинголог) систематически и точно следовать их указаниям. Пренебрежение этим может принести вашему чаду большой вред.
- Очень важно оберегать детей от ушибов головы, от простуды уха, горла. Вместе с тем нельзя изнеживать их излишним укутыванием, так как этим снижается сопротивляемость организма неблагоприятным условиям.
- Дети любят засовывать в уши, нос мелкие камешки, горошинки и т. п., поэтому очень важно следить за детьми и не допускать подобных «развлечений».
- Необходимо приучать детей с малых лет полоскать рот после еды, чистить зубы, чтобы во рту не размножались бактерии, которые разрушают зубы и могут перейти по имеющемуся проходу в ухо.
- Надо щадить слух ребенка, оберегать его от резких или слишком громких звуков, от постоянного шума. Даже когда ребенок крепко спит, шум и крики как физиологически слишком сильные раздражители притупляют его слух. Если вы заметили, что ребенок часто переспрашивает, иногда неправильно понимает сказанное, поворачивается к говорящему одним ухом, быстро утомляется от слушания сказок, рассказов и к тому же плохо говорит (особенно, если искажает звуки с, з, ц, ш, щ, ж, ч, смешивает звонкие согласные с глухими, путает слова), то обязательно надо обратиться к врачу (сурдологу) — своевременное лечение почти всегда приносит исцеление.
- В случае если у ребенка имеется расщелина неба, в возрасте двух — трех лет, в легких случаях, четырех — пяти или даже десяти — двенадцати, в более тяжелых, следует операцией ликвидировать нёбную расщелину. До операции необходимо побольше разговаривать с ребенком, повторяя по нескольку раз новые слова и следя, чтобы он произносил их возможно лучше. Полезно вовлекать его в игры, при которых надо надувать щеки (паровоз пыхтит), резиновые шары или игрушки, дуть на шарики и т. п., т. е. приучать пропускать струю воздуха через рот, а не через нос. Расщелину же верхней губы следует оперировать в возрасте от четырех до двенадцати месяцев.
- Короткую уздечку языка (пленочку между кончиком языка и ротовым дном) следует подрезать на пятом—шестом году. С надсечкой уздечки не надо торопиться, можно попытаться растянуть ее, предлагая ребенку в течение нескольких недель, подражая взрослому и перед зеркалом, высовывать язык вперед, облизывать им верхние зубы под губой и верхнюю губу, подтягивать к носу («почистим зубы», «слижем мед с губы», «язык с носом здороваются» и т. п.). Если же это не помогает, обратиться к врачу.
- В случае искривления у ребенка челюстей и неправильного расположения зубов необходимо до 5 лет обратиться к врачу-стоматологу. Он путем регуляции и других приемов выровняет неправильный прикус. Большей частью это не требует длительного времени и происходит безболезненно.
- Важно своевременно лечить или удалять разращение аденоидов, лечить болезни, затрудняющие дыхание: они не только препятствуют развитию нормального произношения, но нередко вызывают ночные страхи, приводящие к заиканию.Избавление ребенка от анатомических дефектов не только улучшит его речь, процессы питания (жевание, глотание), дыхания, но и благотворно скажется на выражении его лица.
- Чтобы предупредить расстройство голоса у детей, родители должны следить, чтобы дети не перенапрягали голосовые связки — не кричали, не пели слишком громко, особенно на очень высоком тоне, не выходили разгоряченными на мороз, не пели на холоде. Надо также помнить, что пыльный, прокуренный воздух вызывает заболевание голосовых связок. Пренебрежение этими требованиями приводит к тому, что из мелодичного, звонкого голос ребенка становится глуховатым, сиплым, маловыразительным. Хрипота голоса обычно возникает в результате простуды. Если домашними средствами (тепло, укутывание горла, горячее молоко, чистое или с медом, согревающий компресс и т. п.) в течение недели хрипота не устраняется, во избежание перехода ее в хроническую обязательно надо обратиться к врачу. Во время хрипоты нельзя позволять ребенку много, тем более громко говорить, следует запретить пение, декламацию и т.п. При появлении хриплого (обыкновенно сиплого) голоса, вызванного перенапряжением голосовых связок, необходимо показать ребенка врачу и строго следовать его указаниям.Помните дефекты органов речи, особенно резкие, очень мешают как естественному развитию речи, так и устранению ее недостатков. Поэтому необходимо сделать все, чтобы их ликвидировать, и чем раньше, тем лучше.
СТАДИИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ РЕБЁНКА
Знания о нормальном речевом развитии необходимы родителям в их наблюдениях за речевым развитием собственных детей. В отдельных случаях может замечаться несоответствие норме, отставания в развитии каких-либо речевых функций, и родителям стоит знать, на что следует обратить самое пристальное внимание, не выжидать, пока всё образуется само собой. Существуют определённые неблагоприятные факторы, мешающие нормальному процессу овладения необходимыми речевыми умениями, и родителям в первую очередь следует о них помнить и по возможности устранять как можно быстрее.
Первый год жизни — период предречевых голосовых реакций, начало понимания речи и возникновение первых слов-корней.
Второй год жизни — начало собственной активной речи, аграмматичной в своей форме, накопление словарного запаса.
Третий год жизни — освоение грамматического строя речи, совершенствование звукопроизношения, обогащение словарного запаса.
Четвёртый год жизни — освоение словообразовательных моделей, начало развития связной речи, нормализация звукопроизношения.
Пятый год жизни — развитие связной речи, возникновение способности выделять звуки из слов (простые формы звукового анализа).
Показатели речевого развития |
Время появления в норме |
Использует родовые названия предметов | С 4 лет 6 месяцев |
Пользуется суффиксами, обозначающими людей по их профессий | 4 года 6 мес. |
Может подбирать к словам антонимы | К 5 годам |
Продолжается словотворчество | В течение дошкольного детства |
Различает слова , отличающиеся одним звуком (рак – лак) | С 4 лет 4 мес. |
Находит место звука в слове по трем позициям (начало, середина, конец) | К 5 годам |
Может составить рассказ по картинке или серии картинок | К 5 годам |
Начало формирования внутренней планирующей речи | К 5 годам |
Звукопроизношение полностью соответствует норме | С 4 лет |
Нормативные показатели речевого развития детей от 4 до 5 лет
Что должно насторожить родителей в процессе наблюдения за развитием речи детей в данный возрастной период (4-5 лет):
4 года
- Звукопроизношение далеко от нормы. В речи множественные замены: вместо Ш,Ж ,Щ произносятся С,З; звук Р заменяется на Л или Й. Кроме этого, возможны замены твёрдых согласных соответствующими мягкими. Речь звучит как у двухлетних детей.
Главная причина — недоразвитие фонематического слуха , поэтому необходимо проводить работу по его нормализации. - Искажёное произношение отдельных согласных звуков: Р — горловое, одноударное, произносимое без вибрации; Л — двугубное, напоминающее звук В; С,З,Ц — межзубное произношение.
Данные искажения не являются возрастными и сами по себе не исчезнут, поэтому родителям надо не откладывать исправление искаженных звуков на более поздние сроки, чтобы не закреплять в речи неправильного произношения. При наличии данных проблем необходимо обратится к логопеду.
5 лет
Неразвита связная речь, ребёнок неохотно пользуется речью, отсутствует любознательность, бедный словарный запас. Такие проявления свидетельствуют не только о речевом недоразвитии, но и о задержке всего психического развития ребёнка. В данном все выше перечисленные признаки могут свидетельствовать о ЗПР (задержке психического развития).
Уважаемые клиенты!
Медицинский центр “Кроха” рад представить вам свой новый “взрослый” проект – семейную клиннику “Здоровое поколение”.
Вернуться к списку статей