Советы для родителей по формированию правильной речи ребенка

Нагорная Алена Васильевна, логопед

Чтобы правильно руководить формированием речи ребенка, родители должны ясно представлять себе ее меха­низмы, знать основные требования к ее развитию и охране.

  • Прежде всего, необходимо следить, чтобы произносимое ре­бенком слово было понятно. А для этого обязательно, чтобы про­износились все его звуки. Но этого мало: надо, чтобы ребенок про­износил каждый звук правильно, четко, достаточно громко и умело соединяя (сливая) их друг с другом, притом в определенном по­рядке. Кроме того, каждое слово надо произносить с правильным ударением (не все равно «замок» или «замок») и выговаривать его с умеренной скоростью (не очень быстро, но и не слишком мед­ленно).
  • Наконец, чтобы речь выражала особенно точно наши мысли и чувства, она должна быть выразительной, т.е. произноситься то с повышением, то с понижением голоса, то громче, то тише, то быстрее, то медленнее и с разными оттенками тембра голоса (же­стко, мягко и т.п.).
  • Правильная, красиво звучащая речь доставляет нам наслаж­дение своей своеобразной музыкальностью, как музыка или пе­ние. Поэтому речевой голос должен быть музыкальным, прият­ным на слух.
  • Решающую роль в формировании правильной речи ребенка играет речь окружающих его людей. Взрослые должны говорить с ребенком простым, понятным ему языком, правильно, четко про­износя каждый звук, правильно ставя ударение. Следует подбирать простые по построению, немногословные предложения, делая между ними небольшие остановки: говорить не спеша, в умерен­ном темпе, выразительно (подчеркивая голосом более важные слова и ярко выражая в речи свои чувства), приятным, мелодичным, «теплым» голосом. Нельзя упускать из виду того, что маленький ребенок нередко охотно слушает взрослых не потому, что заинте­ресован тем, о чем ему говорят, а потому, что наслаждается музы­кой речи.
  • Важно помнить, что голос лучше всего звучит, когда человек находится в хоро­шем настроении. При дурном настроении, особенно при гневе, голос подчас становится визгливым, а звуки речи разорванными, жесткими. Это, конечно, является вредным примером для ребен­ка, не говоря уже о травмирующем действии такой речи на его психику.
  • Нельзя допускать, чтобы ребенок прерывал говорящего. Это не только вредит воспитанию внимания и вежливого отношения к окружающим, но вредит четкости и тону речи.
  • С ребенком надо говорить в меру громко, но не крикливо, от­четливее произносить трудные для него звуки, повторять, подска­зывать слова с этими звуками. Впервые произнося незнакомые ре­бенку слова, необходимо четко повторять их почаще в разных комбинациях и с разными чувствами. Например: «вот шар», «на шар», «аи, да шар», «дай Вове шар», «шар, шар, твой шар», «шар упал» и т. д.
  • Вредно в присутствии ребенка говорить с окружаю­щими о его речевых недостатках, выражать по этому поводу свое огорчение и отчаяние, так как дети очень тяжело переживают дефекты своей речи. Говоря об этих дефектах, нельзя употреб­лять укоренившиеся неправильные и обидные для детей определе­ния их физического недостатка, как, например, «заячья губа», «вол­чья пасть», или «волчий зев», «собачий», или «бульдожий», прикус, а также «заика», «гнусавый», «картавый», «шепелявый» и т. п. Поэтому в случае необходи­мости рекомендуется пользоваться только такими терминами: «расшелина нёба или губы», «неправильная челюсть» и т. д., а в отношении речи: «Коля еще неправильно го­ворит звук р» и т. п. Если же об этом говорится при ребенке, то обязательно надо говорить: «Он скоро будет говорить правильно, как следует».

Желаем вам успеха!

ОХРАНА ОРГАНОВ РЕЧИ

Речь тесно связана со всем организмом и непосредственно за­висит от состояния психики и органов, с помощью которых она осуществляется. Об общем правильном физическом и психическом развитии ребенка и предупреждении всевозможных болезней у него каждая мама должна быть ознакомлена и владеть знаниями в этой области. Разнообразные нарушения речи у детей с течением времени закрепляются, поэтому их необходимо вовремя предупре­ждать и исправлять!
Уважаемые, родители, ребенка необходимо показывать врачам (невропатолог, психиатр, терапевт, отоларинголог) систематически и точно следо­вать их указаниям. Пренебрежение этим может принести вашему чаду большой вред.

  • Очень важно оберегать детей от ушибов головы, от простуды уха, горла. Вместе с тем нельзя изнеживать их излишним укутыва­нием, так как этим снижается сопротивляемость организма небла­гоприятным условиям.
  • Дети любят засовывать в уши, нос мелкие камешки, горо­шинки и т. п., поэтому очень важно следить за детьми и не допускать по­добных «развлечений».
  • Необходимо приучать детей с малых лет поло­скать рот после еды, чистить зубы, чтобы во рту не размножались бактерии, которые разрушают зубы и могут перейти по имеюще­муся проходу в ухо.
  • Надо щадить слух ребенка, оберегать его от резких или слиш­ком громких звуков, от постоянного шума. Даже когда ребенок крепко спит, шум и крики как физиологически слишком сильные раздражители притупляют его слух. Если вы заметили, что ребенок часто переспрашивает, иногда неправильно понимает сказанное, поворачивается к гово­рящему одним ухом, быстро утомляется от слушания сказок, рас­сказов и к тому же плохо говорит (особенно, если искажает звуки с, з, ц, ш, щ, ж, ч, смешивает звонкие согласные с глухими, путает слова), то обязательно надо обратиться к врачу (сурдологу) — своевременное лечение почти всегда приносит исцеление.
  • В случае если у ребенка имеется расщелина неба, в возрасте двух — трех лет, в легких случа­ях, четырех — пяти или даже десяти — двенадцати, в более тяжелых, следует операцией ликвидировать нёбную расщелину. До опера­ции необходимо побольше разговаривать с ребенком, повторяя по нескольку раз новые слова и следя, чтобы он произносил их воз­можно лучше. Полезно вовлекать его в игры, при которых надо надувать щеки (паровоз пыхтит), резиновые шары или игрушки, дуть на шарики и т. п., т. е. приучать пропускать струю воздуха через рот, а не через нос. Расщелину же верхней губы следует оперировать в возрасте от четы­рех до двенадцати месяцев.
  • Короткую уздечку языка (пленочку между кончиком языка и ротовым дном) следует подрезать на пятом—шестом году. С надсечкой уздечки не надо торопиться, можно попытаться растя­нуть ее, предлагая ребенку в течение нескольких недель, подражая взрослому и перед зеркалом, высовывать язык вперед, облизывать им верхние зубы под губой и верхнюю губу, подтягивать к носу («по­чистим зубы», «слижем мед с губы», «язык с носом здороваются» и т. п.). Если же это не помогает, обратиться к врачу.
  • В случае искривления у ребенка челюстей и неправильного рас­положения зубов необходимо до 5 лет обратиться к врачу-стомато­логу. Он путем регуляции и других приемов выровняет неправиль­ный прикус. Большей частью это не требует длительного времени и происходит безболезненно.
  • Важно своевременно лечить или удалять разращение аденои­дов, лечить болезни, затрудняющие дыхание: они не только пре­пятствуют развитию нормального произношения, но нередко вы­зывают ночные страхи, приводящие к заиканию.Избавление ребенка от анатомических дефектов не только улуч­шит его речь, процессы питания (жевание, глотание), дыхания, но и благотворно скажется на выражении его лица.
  • Чтобы предупредить расстройство голоса у детей, родители должны следить, чтобы дети не перенапрягали голосовые связ­ки — не кричали, не пели слишком громко, особенно на очень высоком тоне, не выходили разгоряченными на мороз, не пели на холоде. Надо также помнить, что пыльный, прокуренный воздух вызывает заболевание голосовых связок. Пренебрежение этими тре­бованиями приводит к тому, что из мелодичного, звонкого голос ребенка становится глуховатым, сиплым, маловыразительным. Хрипота голоса обычно возникает в результате простуды. Если до­машними средствами (тепло, укутывание горла, горячее молоко, чистое или с медом, согревающий компресс и т. п.) в течение недели хрипота не устраняется, во избежание перехода ее в хро­ническую обязательно надо обратиться к врачу. Во время хрипоты нельзя позволять ребенку много, тем более громко говорить, сле­дует запретить пение, декламацию и т.п. При появлении хриплого (обыкновенно сиплого) голоса, вызванного перенапряжением го­лосовых связок, необходимо показать ребенка врачу и строго сле­довать его указаниям.Помните дефекты органов речи, особен­но резкие, очень мешают как естественному развитию речи, так и устранению ее недостатков. Поэтому необходимо сделать все, что­бы их ликвидировать, и чем раньше, тем лучше.

СТАДИИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ РЕБЁНКА

Знания о нормальном речевом развитии необходимы родителям в их наблюдениях за речевым развитием собственных детей. В отдельных случаях может замечаться несоответствие норме, отставания в развитии каких-либо речевых функций, и родителям стоит знать, на что следует обратить самое пристальное внимание, не выжидать, пока всё образуется само собой. Существуют определённые неблагоприятные факторы, мешающие нормальному процессу овладения необходимыми речевыми умениями, и родителям в первую очередь следует о них помнить и по возможности устранять как можно быстрее.

Первый год жизни — период предречевых голосовых реакций, начало понимания речи и возникновение первых слов-корней.

Второй год жизни — начало собственной активной речи, аграмматичной в своей форме, накопление словарного запаса.

Третий год жизни — освоение грамматического строя речи, совершенствование звукопроизношения, обогащение словарного запаса.

Четвёртый год жизни — освоение словообразовательных моделей, начало развития связной речи, нормализация звукопроизношения.

Пятый год жизни — развитие связной речи, возникновение способности выделять звуки из слов (простые формы звукового анализа).

 

Показатели речевого развития

Время появления в норме

Использует родовые названия предметов С 4 лет 6 месяцев
Пользуется суффиксами, обозначающими людей по их профессий 4 года 6 мес.
Может подбирать  к словам антонимы К 5 годам
Продолжается словотворчество В течение дошкольного детства
Различает слова , отличающиеся одним звуком (рак – лак) С 4 лет 4 мес.
Находит место звука в слове по трем позициям (начало, середина, конец) К 5 годам
Может составить рассказ по картинке или серии картинок К 5 годам
Начало формирования внутренней планирующей речи К 5 годам
Звукопроизношение полностью соответствует норме С 4 лет

 

Нормативные показатели речевого развития детей от 4 до 5 лет

Что должно насторожить родителей в процессе наблюдения за развитием речи детей в данный возрастной период (4-5 лет):

4 года

  • Звукопроизношение далеко от нормы. В речи множественные замены: вместо Ш,Ж ,Щ произносятся С,З; звук Р заменяется на Л или Й. Кроме этого, возможны замены твёрдых согласных соответствующими мягкими. Речь звучит как у двухлетних детей.
    Главная причина — недоразвитие фонематического слуха , поэтому необходимо проводить работу по его нормализации.
  • Искажёное произношение отдельных согласных звуков: Р — горловое, одноударное, произносимое без вибрации; Л — двугубное, напоминающее звук В; С,З,Ц — межзубное произношение.

Данные искажения не являются возрастными и сами по себе не исчезнут, поэтому родителям надо не откладывать исправление искаженных звуков на более поздние сроки, чтобы не закреплять в речи неправильного произношения. При наличии данных проблем необходимо обратится к логопеду.

5 лет

Неразвита связная речь, ребёнок неохотно пользуется речью, отсутствует любознательность, бедный словарный запас. Такие проявления свидетельствуют не только о речевом недоразвитии, но и о задержке всего психического развития ребёнка. В данном все выше перечисленные признаки могут свидетельствовать о ЗПР (задержке психического развития).

Уважаемые клиенты!

Медицинский центр “Кроха” рад представить вам свой новый “взрослый” проект – семейную клиннику “Здоровое поколение”.

Наш кроха подрос!

Вернуться к списку статей

О ВОЗМОЖНЫХ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯХ ПРОКОНСУЛЬТИРУЙТЕСЬ СО СПЕЦИАЛИСТОМ